Легкость пера и воздушность рисунка… Надя Рушева

rusheva1«Воображение Нади –
исключительно емкое,
мудрое, дальнозоркое,
остросовременное.
Она рисовала сердцем».

Лев Кассиль, советский писатель

«…Это загадка, которая
никогда не будет разгадана».

Дмитрий Лихачев, российский культуролог

Большинству сегодняшних молодых людей имя Нади Рушевой ничего не говорит. Люди же старшего поколения, возможно, слышали или читали об этой уникальной девочке-художнице, которую в шестидесятые годы прошлого века знали не только в нашей стране, но и за ее пределами. За свою недолгую жизнь она создала около 12 тысяч рисунков, что в 6 раз больше, чем, к примеру, все творческое наследие прославленного французского импрессиониста Клода Моне. У нее в СССР и за рубежом было организовано 15 персональных выставок, первая из которых прошла в 1964 году, когда художнице было всего 12 лет. Она навсегда осталась семнадцатилетней. Именно столько отмерила судьба Наде Рушевой. Но давайте обо всем по порядку.

Надя Рушева родилась в последний день января 1952 года в творческой семье. Её отец Николай Константинович Рушев, был театральным художником, а мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа, ‒ первой тувинской балериной. Семья на тот момент проживала в монгольской столице – городе Улан-Батор. Летом того же года Рушевы переехали в Москву.

Девочку никто специально не развивал: её не учили до школы ни читать, ни писать, а любовь к рисованию открыл её дедушка по отцовской линии. Рушевы долго жили у него в коммунальной квартире на Шаболовке, и дед Константин первым обратил внимание на художественный талант Нади, когда весь следующий день после вечернего чтения «Мифов Древней Греции» она рисовала кентавров.

После первого опыта иллюстрирования практику чтения решили продолжить. Отец приносил домой книги из библиотеки и читал их по ролям, а дочь рисовала. Свой первый цикл из 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина она закончила до того, как пошла в первый класс.

Когда Надя научилась читать сама, она сделала рисунки к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Евгению Онегину». Книги были ее страстью.

Осознав масштаб дарования дочери, родители решили дать ему развиваться свободно. Николай Константинович боялся разрушить муштрой талант девочки и принял важнейшее решение ‒ не учить её рисованию. Он считал, что главное в даре Нади ‒ её удивительное воображение, которому научить невозможно. Лишь когда ей исполнилось десять лет, отец отдал девочку в обычную детскую изостудию, расположенную во Дворце пионеров на Воробьёвых горах. Во время занятий, кроме рисования, в кружке часто проводились встречи с детскими писателями. Однажды на такой встрече присутствовал известный итальянский писатель-сказочник Джанни Родари, гостивший тогда в СССР. Восхитившись рисунками Нади, на одном из них он написал: «Браво, Надя, браво!». Родари также способствовал тому, что работы одиннадцатилетней школьницы были отправлены на выставки в Геную, а затем в США.

Интересно, что юная художница в своем творчестве никогда не использовала предварительные наброски и ластик. «Я вижу свои рисунки заранее. Они проступают на бумаге, и мне нужно только обвести их», ‒ так описывала свой творческий процесс Надя. При этом на её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции - часто всего несколькими линиями.

Весной 1964 года журнал «Юность» организовал первую персональную выставку Надежды, а впоследствии опубликовал ряд её работ. В последующие несколько лет её персональные выставки прошло в Москве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. В оценке её творчества и искусствоведы, и простые зрители были единодушны ‒ чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка – гений.

Слава летела за Надей по пятам. Ее узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали о вдохновении, сравнивали с «Моцартом в живописи». А она оставалась все такою же обычной: спокойной, веселой, доброжелательной, совершенно «незвездной» девочкой.

rusheva2Со временем её работы становились все серьезнее. Она создала большие циклы иллюстраций к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир», сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Мифам Древней Греции», произведениям Байрона и других западных классиков. Перечитав к 15 годам все трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира, Надя горячо откликнулась своеобразными и разноплановыми рисунками на темы «Ромео и Джульетты», «Отелло», «Двенадцатой ночи», «Венецианского купца», «Ричарда III», «Макбета», «Сна в летнюю ночь». А «Гамлета» художница представила и как философскую драму, и как убедительно выдуманный ею балет.

Всего ею были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

rusheva3.jpgОдними из самых известных рисунков Нади является серия иллюстраций к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина. А Татьяна Ларина стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком, девушкой, которая пишет письмо возлюбленному, женщиной, блистающей на балу. Исследователи творчества Нади Рушевой считают, что рисунки к роману «Евгений Онегин» выполнены с оглядкой на графику Пушкина: им также свойственны легкость и минимализм.

Вообще Александру Сергеевичу Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков, которые составили цикл «Пушкиниана». В нем собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много портретов самого Пушкина и Натали Гончаровой. «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», ‒ писал российский и советский писатель, литературовед Ираклий Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана».

rusheva4.gifЕще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Когда Наде было восемь лет, она создала первую серию о подвигах Геракла в ста рисунках. Одна из ее последних работ ‒ «Аполлон и Дафна» ‒ также создана на мифологический сюжет. Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».

rusheva5В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ей очень нравилась сама сказка, однако не нравилось то, как изобразил своих героев Экзюпери. Лис ей казался некрасивым, а глаза Принца ‒ маленькими «невидящими колечками». Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом. А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу».

В 1966–1967 годах в журнале «Москва» был впервые напечатан роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Когда Николай Константинович принес его в дом, Надя прочитала это произведение на одном дыхании и тут же начала рисовать. Отцу казалось, что пятнадцатилетняя девочка слишком рано взялась за такую серьезную тему, но юная художница работала над рисунками с упоением, забыв все другие книжные сюжеты, и только просила его найти всю возможную информацию об авторе. Надя буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа. rusheva6Результатом этих прогулок и усердной работы юной художницы стал потрясающий цикл из 200 рисунков, в котором Надя проявилась уже как практически состоявшийся мастер. Н. Рушева стала первым художником-иллюстратором книги. Ее любимой сценой стала встреча Мастера и Маргариты, юная художница рисовала ее множество раз.

Невероятно, но эти, созданные полвека назад рисунки, остаются, и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова ‒ и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной ‒ удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади: «Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

Прежде чем иллюстрировать роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Надя Рушева побывала в музее «Бородинская панорама», Историческом музее и на самом Бородинском поле, где сделала множество зарисовок. На их основе художница создала 450 рисунков. Однако она была уверена, что эта работа не окончена, планировала вернуться к роману лет через 10–15 и сделать все вновь. Одним из ее любимых персонажей стала Наташа Ростова. Художница изображала ее в разных образах и в разном возрасте, экспериментировала с техникой рисунков и их цветовыми решениями.

Еще одна Надина страсть, которая нашла воплощение в её рисунках – танец. Всю короткую жизнь художницу увлекало искусство танца, «зримой музыки». Здесь ее линейный рисунок приобретал нежную поэтичность и экспрессию, окрыленность и пластическую точность. Этому удивлялись не только наставники Нади и посетители выставок ее рисунков, но и балетмейстеры, и прославленные мастера советского балета. Отмечая ее композицию «Умирающий лебедь» (балерина завершает танец в шпагате), народная артистка Майя Плисецкая воскликнула: «У меня такого Лебедя нет, но я непременно его сделаю!» А руководитель Ленинградского хореографического училища народная артистка СССР Татьяна Вечеслова, восхищаясь «Испанским танцем», «Шехерезадой», «Соло» («Батман») – посвятила юной фантазерке свои стихи.

rusheva7Большое впечатление на Надю произвел роман Льва Толстого «Анна Каренина», и девушка, живо интересуясь балетом, сумела передать в своих рисунках образ главной героини на пуантах.

Балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина действительно был поставлен в 1972 году. Анну в нем танцевала Майя Плисецкая, а костюмы к музыкальному спектаклю создал французский модельер Пьер Карден, но юная художница увидеть его не успела. Поразительным же было то, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых платьях, которые через несколько лет после этого создал маститый француз.

Ее нежные, тонкие контуры и линии гармонично соответствовали небесному искусству балерин. А безупречный вкус к движению был воспитан ее матерью, которая профессионально занималась хореографией. Сама Надя прекрасно танцевала, но Наталья Дойдаловна не советовала заниматься ей балетом, потому как это искусство требует самоотверженного, неистового труда и полной самоотдачи…

rusheva8

В свою последнюю зиму семнадцатилетняя художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия задумала снять ленту «Тебя, как первую любовь», посвященную пушкинской теме в творчестве Нади. Несмотря на то, что, кинокартина осталась незавершенной, небольшой десятиминутный фильм всё же был смонтирован. Одним из самых поразительных его эпизодов были те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

К сожалению, беспощадная жестокая судьба вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной юной художницы. В марте 1969 года Нади не стало. Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера и воздушность рисунка…

Её художественное наследие огромно. Точное его число невозможно подсчитать ‒ значительная доля рисунков разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. В настоящее время многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Почему же вместо скакалок и классиков эта девочка предпочла книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали её больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто не ответит. Надя Рушева как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

rusheva9Но, несмотря на все свои печальные стороны, эта история, по большому счёту, не такая уж и грустная. Надежда Рушева реализовала себя в творчестве: оставила после себя больше живописных работ, чем многие художники, прожившие в несколько раз дольше, и успела получить всеобщее признание.

В октябре 1982 года советский астроном Людмила Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала Rusheva - в честь Нади Рушевой, юной художницы, чей талант раскрылся, когда той было всего 5 лет.

На монгольском языке имя «Надежда» звучит как «Найдан», что значит «вечно живущая», поэтому память о замечательной девочке-художнице Наде Рушовой жива и сегодня.

        Вы помните, у Пушкина есть строки ‒
        «Виденья мимолетного черты»?
        Как песенные пушкинские строфы,
        Рисунки Нади Рушевой чисты.

        Вы видели в черновиках поэта
        Поля листов рисунками полны?
        Как созданные пушкинской рукою,
        Рисунки Нади Рушевой ясны…

        … Вы помните те пушкинские строки –
        «Виденья мимолётного» черты?
        Как рифмы пушкинской прозрачные истоки,
        Рисунки Нади Рушевой просты.

        В них хрупкость, покорительность мгновенья,
        Открытия, богатство дум и чувств.
        В них пушкинское бродит вдохновенье,
        Волнует души пушкинская грусть!

                                                         Вячеслав Щепкин, историк и журналист,
                                                         (Из книги «Тайна тайн»: Москва, 2004)


Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.
на основе открытых источников