«Не важно, есть ли у тебя стиль, репутация, или деньги.
Если у тебя нет доброго сердца, ты ничего не стоишь.»
Луи де Фюнес
Глядя на лицо этого талантливого актёра, не сомневаешься в его доброте и широкой душе, и даже имя у него мягкое – Евгений Леонов. Его актёрские работы яркие, запоминающиеся, искренние и настоящие. Леонова часто узнавали на улице, на рынке или в магазине, но, как считали близкие, он пользовался своей популярностью лишь во благо.
Марк Захаров, художественный руководитель «Ленкома», вспоминал о работе с Евгением Леоновым как о времени, проведенном рядом с великим артистом, не только гениально игравшим, но и самим своим существованием, поведением вне сцены учившим окружающих быть актером и человеком.
Гениальный советский комик Евгений Павлович Леонов родился 2 сентября 1926 года в семье московского авиаконструктора Павла Васильевича и домохзяйки Анны Ильиничны Леоновых. Жили Леоновы в коммуналке на Васильевской улице, но несмотря на тесноту, дом их всегда был полон гостей. Мама, Анна Ильинична, была душой компании. Она умела так смешно рассказывать любые, даже самые обычные истории, что гости готовы были их слушать часами. Маленький Женя явно перенял у матери этот талант.
Когда Евгений окончил 7-й класс, началась Великая Отечественная война. На фронт мальчик, конечно же, не попал, но совершал трудовые подвиги в тылу. В войну Леоновы всей семьей работали на авиационном заводе: отец конструировал летательные аппараты, мать была табельщицей, брат – копировальщиком, а Женя – учеником токаря.
Осенью 1943 года будущий актер поступил в авиационный приборостроительный техникум им. С. Орджоникидзе, но так его и не закончил. Художественная самодеятельность в техникуме так увлекла Евгения, что с 3-го курса он ушел в Московскую экспериментальную театральную студию к Ростиславу Захарову, знаменитому балетмейстеру Большого театра.
Далекий от искусства юноша, который даже пиджак на экзамен попросил у брата, покорил приемную комиссию своим обаянием. Он прочел серьезным театральным педагогам все, что выучил в самодеятельном театре техникума: Зощенко, Чехова, а под конец и свое любимое стихотворение «В ресторане» А. Блока. Преподаватели посовещались и решили, что из такого фактурного юноши выйдет прекрасный актер. И не ошиблись.
Евгений ушел в освоение актерской профессии с головой. Он приходил в студию в 8 утра, а уходил далеко за полночь.
Дебют Евгения Леонова в кино состоялся в 1947 году. Первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949 году актер снялся в картинах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах.
А в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым.
Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели более 32 млн. человек.
Вспоминая роль буфетчика Шулейкина в комедии «Полосатый рейс», Леонов как-то сказал: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Екатерину Фурцеву. Потом было много нареканий…».
Время показало, что коллективу съемочной группы удалось создать настоящее народное кино. «Полосатый рейс» и сегодня остается любимым фильмом зрителей разных поколений.
Артист стал настолько популярен, что его хотели снимать практически все советские режиссеры. У Георгия Данелии актер сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи». В 1969 году голосом Евгения Леонова заговорил один из самых любимых советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.
Мало кто знает, но Евгений Леонов стал прототипом Бильбо Бэггинса из книги Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Случилось это в 1976 году, когда сказка впервые была опубликована на русском языке. Для иллюстраций перевода художник Михаил Беломлинский срисовал образ героя с любимого актёра. Когда Беломлинский подарил Леонову один экземпляр, актёр был очень растроган, взял эту книгу на одну из телепередач и даже прочитал в эфире первую страницу повести про хоббитов…
Один из самых известных образов актер создал в комедии «Джентльмены удачи». Он сыграл сразу две главные роли: уголовника-рецидивиста Доцента и добродушного заведующего детским садом. Евгений Леонов был убедителен и в роли Евгения Ивановича Трошкина, заведующего детсадом, и в образе рецидивиста Доцента. Для того чтобы понять, как сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.
Фильм «Джентльмены удачи» вышел в 1972 году. И почти сразу же многие фразы из него завоевали всенародную популярность. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля.
В 1978 году Марк Анатольевич Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль Короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Евгению Павловичу предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин.
Что из этого получилось, знает любой поклонник советского романтического кинематографа. Леонов сыграл отца героини так убедительно, что до сих пор ходит легенда, что актер и в самом деле ее отец. Склочный и подленький король в его исполнении излучает фантастическое обаяние. Король – без сомнения отрицательный персонаж, но в то же время он очень мил.
Кстати, играть в кино «плохих» Е. Леонову доводилось довольно редко. Однако – парадокс – на глубину персонажей великого артиста это никак не влияло. Их можно назвать какими угодно - смешными, трогательными, нескладными – но уж точно не одномерными.
Актер часто импровизировал на площадке, предлагая свои версии тех или иных сцен. Марк Захаров говорил, что Евгению Леонову удивительным образом удавалось чувствовать кадр – представлять, как тот или иной момент будет в итоге выглядеть на пленке. Леонов часто предлагал снять «актерский дубль», который в итоге на экране смотрелся выигрышнее режиссерского.
В середине 80-х годов Евгений Леонов участвовал в съемках картины Георгия Данелии, ставшей впоследствии культовой. Это фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали фильм в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за 20 лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова. Кстати, так получилось, что придумал название фильма Евгений Леонов. В ожидании съёмок он от скуки напевал какую-то бессмыслицу: «У меня портфель-фель-фель, а в портфеле киндза-дза-дза-дза …» Всех это ужасно раздражало, а Георгий Данелия решил из этой белиберды сделать название фантастического фильма.
Миллионы людей полюбили Евгения Павловича Леонова за комедийные образы, Фото улыбающегося актера, по слухам, рекомендовали советским политикам брать на сложные переговоры с иностранными партнерами, чтобы таким образом разряжать обстановку.
Но Евгений Леонов снимался не только в комедиях и сказках. В картине «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова он сыграл донского казака-красногвардейца Якова Шибалка. М. Шолохов говорил об этой роли, что Е. Леонов воплотил на экране не просто вымышленного героя, а настоящего живого человека. Сам же актер утверждал: «Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь».
За фильм «Донская повесть» Е. П. Леонов получил приз на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) и в 1965 году премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве в 1966 году.
Вместе с Анатолием Папановым, Алексеем Глазыриным и Всеволодом Сафоновым Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну, в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. Удивительно трогательный фильм, необычно рассказывающий зрителям о войне. История оказалась способной захватить душу, что-то перевернуть в ней для главного и самого важного в жизни и остаться там навсегда.
«В сущности, дружочек, ничего нет проще живой тревоги отцовского сердца». (Е. Леонов)
В 1992 году вышла удивительная по доброте книга Е. П. Леонова «Письма к сыну». Позднее книга переиздавалась с небольшими дополнениями – воспоминаниями друзей о Леонове в 2010 году в издательстве АСТ под названием «Зигзаг удачи» и в 2012 году в издательстве «ПрозаиК» под названием «Давай поговорим...».
Кому читать книгу? Всем! Кому-то для того, чтобы лучше понять, чем жил и дышал великий Евгений Леонов. Кому-то для того, чтобы поучиться чему-то важному, научиться расставлять жизненные приоритеты. А кому-то для того, чтобы взглянуть со стороны на то, а как мы сами выстраиваем отношения с собственными детьми…
Это вовсе не сборник претенциозных афоризмов, а настоящий манифест гуманизма. Наверное, именно это слово – «гуманизм» – и характеризует Евгения Леонова в полной мере. Читатели открывают для себя Леонова – философа, педагога, глубокого мыслителя, нежного отца и тонкую личность. Книга разошлась на цитаты, письма заучивают и читают на конкурсах, переписывают и посылают детям, книгу до сих пор ищут в магазинах!
Всех ролей Евгения Павловича Леонова разом и не перечислишь. Он сыграл огромное количество ролей, как в театре, так и в кино. Даже роли второго плана, благодаря его безграничному обаянию, Леонов мастерски превращал в ключевые, приковывающие внимание зрителей. Все они сыграны гениально. Для миллионов советских людей и для миллионов нынешних россиян он – не банальный «дока» или «профессионал» (пусть и высочайшего – недосягаемого для большинства – уровня), а нечто гораздо большее. Родной, любимый человек. Живой синоним полностью понятного только нам смеха сквозь слезы. Мастер сложнейшего из жанров – трагикомедии, требующей невероятных эмоциональных и физических затрат (он ведь часто играл больным, а однажды – спустя всего-то четыре месяца после клинической смерти).
Автор слов, которые, как мантру, следовало бы повторять многим из современных отечественных актеров: «Есть только одна цена в искусстве - беспощадность к себе».
Пять фактов из жизни артиста:
- В 14 лет Женя Леонов мечтал не о театральной сцене. Он мечтал стать летчиком. Но именно кружок художественной самодеятельности при Авиационном техникуме им. Орджоникидзе определил его судьбу.
- Диссонанс между внешними данными и внутренним миром, с которым придется бороться всю жизнь, Леонов ощутил уже на экзамене в театральный ВУЗ. Смешной, неуклюжий, толстый парнишка читал приемной комиссии любовную лирику Блока. Педагоги с трудом сдерживали улыбки и единогласно зачислили Евгения на курс.
- Первым вкладом Леонова в театральное искусство были звуки: которые молодой актер прекрасно изображал: шум дождя и ветра, цоканье копыт, грохот повозки… За эту работу платили пять рублей. В остальное время Женя, как и его бывшие сокурсники, подрабатывал рабочим сцены. Это были первые послевоенные годы, постановок было мало, ролей для вчерашних выпускников не было.
- Все, кто лично знали актера Леонова, в один голос характеризовали его как очень спокойного и чуткого человека. Но на съемках фильма «О бедном гусаре замолвите слово» между Е. Леоновым и актером С. Садальским случилась неслыханное. Драка. Скорее всего, драка эта была первой и последней в жизни актера. Причины ссоры никто так и не узнал. Леонов отказался обсуждать эту тему с коллегами. Садальский прилюдно принес извинения, но отношения между актерами не наладились. Съемки проходили сложно.
- Сегодня уже мало кто помнит, но в советское время народные артисты были обязаны брать шефство над областными и провинциальными театрами. Евгений Леонов десять лет шефствовал над Новочеркасским театром, сменив на этом ответственном посту Василия Ланового. К обязанности этой актер подходил с юмором. В репертуаре Новочеркасского театра им. В. Комиссаржевской за ним все десять лет была закреплена одна единственная роль – полицая Колобка в спектакле «Трибунал». И хотя роль числилась за ним почти формально, Леонов всегда упоминал о ней с особенной гордостью.
Талант доброты Е. П. Леонова
Когда снимали в Тбилиси картину «Не горюй!», в перерыве между съемками Георгий Данелия решил навестить своего родственника Рамина Рамишвили (тот лежал с инфарктом, а съемки проходили недалеко от больницы). Позвал с собой Евгения Леонова: «Рамин будет счастлив».
«Врач завел гостей в палату. Рамин, когда увидел Леонова, расцвел. Даже порозовел. И соседи Рамина по палате расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются.
Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил: – Товарищ Леонов, пожалуйста, давайте зайдем в реанимацию. На минутку. Там очень тяжелые больные, пусть и они на вас посмотрят.
Зашли в реанимацию. Та же реакция. И тогда врач взмолился: – Товарищ Леонов, давайте обойдем всех! Ведь сердце – это очень серьезно, а вы лучше любой терапии на них действуете!
Когда Данелия с Леоновым обошли все палаты и стали прощаться, врач сказал: – А в женское отделение?
Делать нечего, обошли и женское отделение… Женя везде улыбался, шутил, – врач был прав, на больных Леонов действовал лучше любого лекарства».
Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников:
https://www.culture.ru/persons/1067/evgenii-leonov
https://24smi.org/celebrity/929-evgenij-leonov.html
https://rg.ru/2015/01/28/leonov-site.html
https://rg.ru/2016/09/02/evgenij-leonov-zhizn-kak-manifest-gumanizma.html
https://pulse.mail.ru/article/ya-desyat-let-igral-kolobka-pyat-faktov-o-evgenii-leonove
https://www.domkino.tv/news/12794