История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими. Одной из таких правительниц являлась Ольга - княгиня Киевская. Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960-е годы.
О её жизни известно немного, однако и из того, что удалось о ней узнать, можно понять, насколько мудрой и благоразумной была эта женщина. Главной заслугой Ольги историки называют то, что в годы её правления Киевская Русь стала одним из сильнейших государств своего времени.
Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги. Из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, споры об этом идут до сих пор. Определить точную дату рождения княгини Ольги практически невозможно из-за отсутствия письменных источников. Большинство склоняется к тому, что правительница родилась в конце IX - начале Х века, а точнее, в 890-894 или 927-928 годах. Сложности в установлении точной даты связаны с большим количеством неточностей и путанице в сохранившихся письменных источниках. «Повесть временных лет» говорит, что будущая великая княгиня родилась в 12 км от Пскова в деревне Выбуты. О ее родителях ничего не сказано.
Имя Ольга - русская женская форма мужского имени Олег, скорее всего, также как скандинавское имя Хельга (Helga), представляет собой женскую форму мужского имени Хельги (Helgi). Значение «святой» оно приобрело только с распространением христианства (не ранее XI века), а в языческую пору означало «удачливый», «обладающий всеми необходимыми для конунга (верховного правителя) качествами». Этим «княжеским» именем нарекали эпических, легендарных героев.
История любви князя Игоря и Ольги необычна тем, что за давностью лет она превратилась в народную сказку. Поскольку речь в ней велась о правителях династии Рюриковичей, эта легенда имела большой политический смысл для последующих государей. По преданию, Ольга была простой девушкой, которую полюбил князь Игорь. Она покорила князя умом и смелостью.
Однажды князь Игорь, тогда еще юноша, охотился в Псковской земле, как вдруг на противоположном берегу реки увидел, по словам летописца, «лов желанный», то есть богатые охотничьи угодья. Однако попасть на тот берег было не так-то просто, потому что речка была стремительной, а у князя не имелось «ладьицы» - лодки.
«И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная» (так на современный русский язык переводят старинные прилагательные «вельми юна сущи, доброзрачна же и мужествена»).
«И уязвися видением… и разгореся желанием на ню (к ней - Ред.), и некия глаголы глумлением претворяше (бесстыдно начал говорить - Ред.) к ней», - сообщается о первой встрече Ольги с ее будущим мужем, князем Игорем, в Степенной книге царского родословия. Этот исторический памятник официальной московской идеологии был составлен в середине 16-го столетия сподвижником митрополита Макария, протопопом московского кремлевского Благовещенского собора Андреем, ставшим впоследствии, под именем Афанасий, московским митрополитом.
Ольга отвечала князю не как юная дева, но как умудренная жизненным опытом женщина - «не юношески, но старческим смыслом поношая ему»: «Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие, и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью (дословно: «о моем сиротстве»), то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну…».
Остальной участок пути молодые люди проделали в полном молчании. Князь Игорь вернулся в Киев. Спустя некоторое время ему настало время жениться: «и повелению его бывшу изобрести ему невесту на брак». Князю повсюду стали искать невесту. Игорь вспомнил «дивную в девицех» Ольгу, ее «хитростные глаголы» и «целомудренный нрав» и послал за ней «сродника» своего Олега, который «с подобающею честию» привел юную деву в Киев, «и тако сочьтана бысть ему законом брака».
Вот такое предание об Ольге, которая была одним из любимых персонажей русского фольклора на протяжении столетий, передавали спустя шесть веков после ее жизни и смерти. В народном сознании Ольга оказалась мудрее киевского князя. А отводимая ей роль перевозчицы, как подчеркивают исследователи народных сказаний, тоже далеко не случайна. Переправа через реку - это не просто перемещение в пространстве. В русских обрядовых песнях переправа через реку символизирует перемену в судьбе девушки: ее соединение с суженым, превращение в замужнюю женщину. Переправу обычно осуществляет мужчина, но есть и обратные примеры. Более того, первая встреча Ольги с Игорем предопределила ее будущее замещение Игоря в качестве правителя его державы.
Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.
Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.
В 945 году князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Отношения Ольги с мужем не описаны в летописях, однако княгиня жестоко отомстила убившим Игоря древлянам, что можно трактовать и как средство доказательства собственной власти, и как месть из привязанности и глубокого чувства к супругу.
Немногим известно о том, как княгиня Ольга мстила за смерть своего мужа. Она сильно скорбела о нем, но ее сильный характер не дал ей долго находиться в таком состоянии.
После того, как муж Ольги был убит, древляне решили прислать к ней сватов, чтобы звать ее замуж. Но по приказу княгини ладья, на которой прибыли гости, была отнесена во двор терема, где всех сватов закопали живьем.
После первой выполненной мести Ольга решила просить, чтобы к ней снова пришли самые лучшие мужчины для будущего замужества. Когда люди прибыли, то были сожжены в бане живьем.
Но и на этом княгиня не остановилась. Однажды вместе со своей дружиной, она прибыла на землю древлян. Во время небольшой трапезы, Ольга напоила древлян и велела своим воинам рубить их.
Последнее, что сделала Ольга, так это сожгла столицу Искоростень вместе с древлянами. Во время летнего периода, она привязывала к птицам средства с зажигательной смесью, а затем отправляла их в город.
Но не только жестокой местью запомнилась княгиня Ольга. После смерти мужа, она стала регентшей при своём малолетнем сыне Святославе, который должен был унаследовать престол. Когда же Святослав повзрослел, Ольга всё равно фактически продолжила правление страной, поскольку сын её мало интересовался внутренней политикой, проводя всё время в военных походах.
Ольга осуществила несколько преобразований. Она отменила полюдья (объезд земель с целью сбора дани), поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.
Княгиня Ольга стала тем человеком, кто положил начало каменному градостроительству. Самыми первыми сооружениями из камня стали городской дворец и терем повелительницы за городом.
Она старалась с особым вниманием относиться к строительству Киева и земель, которые ему принадлежали. Именно так она смогла внести свой неоценимый вклад в историю Руси.
Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, хотел взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела тактично отклонить его предложение. Летопись сообщает о том, что княгиня сказала, что это невозможно по причине несоответствия их веры. После совершения крещения, женщина снова отказала ему потому, что он теперь приходился ей крестным отцом.
Еще задолго до того, как Ольга приняла христианство, она изучала его основы. Княгиня старалась время от времени посещать православные храмы, удивлялась их красоте и великолепию. Примерно в 955/957 году во время поездки в Константинополь Ольга приняла христианство, став первой русской правительницей, принявшей эту религию и отказавшейся от язычества. При крещении киевская княгиня получила имя Елена. В разных источниках можно найти совершенно разнящуюся информацию о том, кто же крестил княгиню Ольгу. По одной из версий, это совершил патриарх Полиевкт, а по другой Феофилакт. Есть также информация о том, что крестным отцом княгини стал император Константин Багрянородный.
Стоит отметить, что Ольга пыталась приобщить к христианству своего сына, но, к сожалению, так и не смогла. Княгине не удалось сделать так, чтобы на всей Руси было принято христианство, но ее внук Владимир смог это совершить. Именно князь Владимир продолжил эту тяжелую миссию.
После своего возвращения в Киев, княгиня Ольга приказала строить по всем погостам храмы, так сильно ее вдохновило их посещение. В этот период было построено множество храмов. К таковым относится храм в честь Святителя Николая в Киеве, а также церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Витебске.
Ольга умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию. Княгиню оплакивали все. Впоследствии Ольга была причислена к лику святых Русской православной церковью. Она стала единственной женщиной, причисленной к лику Равноапостольных Святых.
Каждый год 24 июля в церкви совершается ее память, все православные вспоминают княгиню Ольгу, которая стояла у истоков Крещения Руси. Княгиня Ольга считается покровительницей всех вдов и новообращенных христиан. Очень часто в помощи к ней обращаются с молитвами.
Ольга была почитаема как ранее, так и сейчас. Ее именем называют многих девушек, которые имеют эту святую в своих небесных покровителях.
В настоящее время построено множество храмов, соборов, церквей, которые освящены в честь Святой Равноапостольной княгини Ольги. Один из таких храмов находится в Останкино. Он был построен в 2011 году. Каждый вторник здесь совершаются молебны, а также чтение акафиста великой Ольге.
Орден княгини Ольги - это награда для женщин, которые совершили заслуги в государственной, а также гражданской, научной, образовательной или других областях. Имеется три ордена княгини Ольги - I степени, II и III. Первый изготавливается из серебра и имеет форму напоминающую овал. Второй не сильно отличается от первого. Разница лишь в изображении на нем княгини. Орден третьей степени сделан из посеребренного томпака (разновидность латуни).
Княгиня Ольга считается основательницей города Пскова, поэтому здесь к ее памяти относятся с особым почетом. В городе расположено сразу два памятника княгине Ольге. Один из монументов (автор – скульптор Вячеслав Клыков) изображает княгиню, первую христианку Руси, рядом с внуком Владимиром, будущим крестителем Руси. Скульптура возвышается на белом постаменте, барельефы которого украшены изображениями святых. Второй памятник выполнен Зурабом Церетели, который изобразил Ольгу как суровую княгиню-воительницу. Оба памятника были открыты в 2003 году к празднованию 1100-летия города.
Такова биография княгини Ольги - первой женщины-правительницы на Руси. Её правление не было идеальным, но одно можно сказать точно, она смогла не только удержать доставшееся в управление государство, но и укрепила его, подготовив для своего сына Святослава и внука Владимира мощный фундамент, позволивший продолжить развитие и расширение русских территорий.
Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых источников